ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа разработана на основе Проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. .
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Цели программы - сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Программа включает шесть разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества:
1. Ребенок и другие люди
1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого
1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки
1.5. Если чужой приходит в дом
1.6. Ребенок как объект сексуального насилия
2. Ребенок и природа
2.1. В природе все взаимосвязано
2.2. Загрязнение окружающей среды
2.3. Ухудшение экологической ситуаций
2.4. Бережное отношение к живой природе
2.5. Ядовитые растения
2.6. Контакты с животными
2.7. Восстановление окружающей среды
3. Ребенок дома
3.1. Прямые запреты и умения правильно обращаться с некоторыми предметами
3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности
3.3. Экстремальные ситуации в быту
4. Здоровье ребенка
4.1. Здоровье - главная ценность человеческой жизни
4.2. Изучаем свой организм
4.3. Прислушаемся к своему организму
4.4. Ценности здорового образа жизни
4.5. О профилактике заболеваний
4.6. Навыки личной гигиены .
4.7. Забота о здоровье окружающих
4.8. Поговорим о болезнях
4.9. Инфекционные болезни
4.1.0. Врачи – наши друзья
4.11. О роли лекарств и витаминов
4.12. Правила первой помощи
5. Эмоциональное благополучие ребенка
5.1. Психическое здоровье
5.2. Детские страхи
5.3. Конфликты и ссоры между детьми
6. Ребенок на улицах города
6.1. Устройство проезжей части
6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов
6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов
6.4. Правила езды на велосипеде
6.5. О работе ГИВДД
6.6. Милиционер-регулировщик
6.7. Правила поведения в транспорте
6.8. Если ребенок потерялся
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.